<
Выезд круглосуточно
Москва и Московская область
Техпомощь на дороге 8 (964) 795-95-96


АКЦИЯ!


При заказе услуги
СЕЗОННАЯ ЗАМЕНА КОЛЕС
компьютерная диагностика БЕСПЛАТНО!
Техпомощь онлайн
О нас
Поделиться
Главная » Статьи

ABS (антиблокировочная система) – незаменимый помощник водителя в зимних условиях вождения автомобиля

Антиблокировочная система (АБС)

Рассмотрим подробнее...

Что такое ABS

Автомобильной антиблокировочной системой (сокращенно – АБС или ABS) называется совокупность устройств, главная функция которых заключается в предотвращении блокировки колес машины в процессе торможения. Находясь в рабочем состоянии, такая система должна обеспечивать оптимальную эффективность работы тормозов (минимально возможное значение тормозного пути) с сохранением необходимой управляемости и устойчивости транспортного средства. Современная ABS в большинстве случаев представляет собой более сложную (в конструктивном плане) систему торможения, в состав которой могут входить противобуксовочная система, система, помогающая водителю в случае экстренного торможения, а также система электронного контроля устойчивости.


Зачем нужна АБС?

Читатель задаст резонный вопрос «Зачем нужна АБС?». Попытаемся дать ответ. ABS не допускает полного блокирования колес в случае торможения, что позволяет транспортному средству сохранять устойчивость при движении по покрытию, имеющему низкий коэффициент сцепления (сюда относится гравий, лед, снег, мокрое асфальтное покрытие и др.). Машина, оснащенная современной антиблокировочной системой, даже при выжатой «в пол» тормозной педали останется управляемой.

Во время движения автомобиля пятно контакта каждого колеса неподвижно относительно дорожного покрытия. Таким образом, колесо находится под действием силы трения покоя. За счет того, что эта сила больше силы трения скольжения, торможение при вращении колес со скоростью, которая соответствует значению скорости перемещения машины, будет более эффективным, нежели замедление при проскальзывании колес относительно покрытия дороги. Кроме того, автомобиль, одно или несколько колес которого в результате нажатия водителем педали тормоза начинают скользить, теряет управление.


Принцип действия

Рассмотрим вкратце принцип действия антиблокировочной системы колес. АБС включает в себя следующие основные элементы:

  1. датчики скорости или ускорения, которые устанавливаются на ступицах колес автомобиля;
  2. управляющие клапаны – элементы модулятора давления, размещаемые в магистрали рабочей тормозной системы;
  3. блок управления, функциями которого являются получение сигналов от датчиков и управление работой клапанов.

Сразу после того как водитель нажимает на педаль тормоза, антиблокировочная система начинает определять скорость вращения каждого из колес с высокой точностью. Если одно колесо или сразу все начнут снижать скорость вращения быстрее максимального расчетного значения скорости торможения машины (определяется индивидуально для каждой модели на стадии проектирования и корректируется во время проведения испытаний на покрытии с максимально возможным коэффициентом трения), принимая во внимание показания акселерометров, антиблокировочная система отдаст соответствующую команду модулятору давления, расположенному в тормозной магистрали. Последний, в свою очередь, уменьшает тормозное усилие на заблокированных колесах. Сразу после того, как скорость вращения колеса будет соответствовать действительной скорости движения транспортного средства (момент восстановления силы трения покоя), блок управления отправит сигнал о восстановлении тормозного усилия.

Рассмотренный выше процесс повторяется с высокой частотой, как правило, несколько раз (а иногда – несколько десятков раз) в секунду. Если верить экспертам знаменитого отечественного журнала «За рулем», по данным 2008 года, среднестатистическая ABS срабатывала двадцать раз в секунду. В большинстве случаев активная работа антиблокировочной системы колес приводит к появлению ощутимой пульсации педали тормоза. Это явление и есть тот внешний признак, по которому шофер определяет момент начала работы ABS.

Усилие тормозов может ограничиваться как одновременно на всех колесах (в случае с одноканальной АБС), так и в тормозной системе борта (двухканальная система) либо даже отдельно взятого колеса (многоканальная ABS). Наиболее простые одноканальные системы позволяют добиться весьма эффективного торможения, однако лишь в той ситуации, если условия сцепления всех четырех колес автомобиля более-менее сопоставимы. Многоканальные антиблокировочные системы имеют более сложную конструкцию и стоят дороже, однако отличаются более высокой эффективностью при замедлении на неоднородном покрытии. Яркий пример подобной ситуации – попадание при замедлении одного либо нескольких колес на влажный участок дорожного покрытия, обочину или, того хуже, на лед.

Современные системы антиблокировки включают в себя системы автоматической диагностики, контролирующие работу всех составляющих ABS по изменению их физических параметров. При обнаружении неисправности на панели приборов автомобиля загорается соответствующая лампочка, а код неполадки сохраняется в памяти блока управления. После того, как неисправность определена, вышедший из строя компонент исключается из работы АБС, либо вся система перестает функционировать, в то время как тормозная система продолжает свою работу.

В некоторых моделях современных транспортных средств реализуются тормозные механизмы электрического типа, которые работают независимо на каждом из колес. В таком случае ABS функционирует лишь в качестве одного из алгоритмов управляющего блока системы. Разумеется, работающая АБС в этой ситуации не будет выполнять роль источника вибрации на тормозной педали.


Диагностика неисправностей АБС

Поговорим немного об обслуживании и диагностике неисправностей ABS. Как известно, современные антиблокировочные системы отличаются высокой надежностью. Они способны на протяжении длительного времени выполнять свои функции, не ломаясь. Электронные блоки АБС отказывают очень редко, будучи защищенными специальными предохранителями и реле. Если же эта неприятность все-таки приключилась с антиблокировочной системой вашего автомобиля, ее причина может быть следствием пренебрежения некоторыми простыми правилами, которые будут рассмотрены немного позже.

Наиболее уязвимыми элементами системы являются колесные датчики, которые находятся в непосредственной близости от вращающихся деталей ступицы колеса либо полуоси. Местонахождение датчиков ABS язык не повернется назвать удачным. Всевозможные загрязнения и даже увеличенный люфт в ступичном подшипнике могут стать причиной сбоев в работе этих датчиков, которые в большинстве случаев и оказываются виновниками неполадок, случившихся с антиблокировочной системой колес.

В определенной степени на работоспособность данной системы оказывает влияние значение напряжения на клеммах аккумулятора. Если последнее падает до 10,5 Вольт и ниже, АБС может автоматически отключиться. Кроме того, предохранительное реле срабатывает в случае недопустимых колебаний и при скачках напряжения в бортовой сети транспортного средства. Во избежание этого не следует отсоединять электрические разъемы при включенном зажигании и заведенном моторе. По возможности надо стараться избегать случаев запуска двигателя путем «прикуривания» от посторонней аккумуляторной батареи и использования в роли «электродонора» своего транспортного средства. Ремонт машины повлек за собой необходимость в использовании сварки? Перед тем как начать сварочные работы, отключите проводку от блока управления АБС.

Если контрольная лампа АБС начала гореть прямо во время движения, следует остановить машину, заглушить двигатель и измерить напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Если его значение меньше 10,5 Вольт, можете продолжать движение, однако при первой возможности нужно зарядить АКБ. Если лампа ABS периодически то гаснет, то вновь загорается, вероятно, нарушился один из контактов в электроцепи системы. Для выявления неисправности машину придется загнать на смотровую яму, тщательно проверить все провода и зачистить контакты. Если найти причину мигания контрольной лампы не удастся, то работу по дальнейшему поиску неполадки придется продолжить на специализированной СТО.

Просмотры: 1485

Еще статьи
Посторонние шумы в машине - самостоятельная диагностика неисправностей
Особенности вождения автомобиля в условиях бездорожья
Утепление подкапотного пространства автомобиля в зимний период
Техпомощь на дороге Феникс-Дмитров © 2017 | Яндекс.Метрика
| Карта сайта