- Автор: Феникс
- Дата: 15.04.2014
- Категория: Полезные статьи
Устройство, принцип работы, разновидности систем климат-контроля автомобиля
Многие водители и пассажиры, вероятно, замечали, что если в автомобиле, оборудованном кондиционером, запустить в работу режим охлаждения воздуха, то через определенный временной промежуток, если вовремя не отключить кондиционер, в салоне транспортного средства станет неестественно холодно. Полностью противоположная ситуация возникнет при включении отопителя, когда через некоторое время в машине вместо комфортного теплого микроклимата установится настоящая жара. Все дело здесь в том, что классический автомобильный кондиционер, как и обычная «печка», не могут измерять температуру внутри салона и усердно продолжают функционировать в прежнем ритме до того момента, когда шофер вручную уменьшит частоту вращения вентилятора и прикроет частично воздушную заслонку отопителя.
В отличие от традиционного кондиционера климат-контроль может автоматически поддерживать комфортную температуру воздуха в автомобиле. Существуют системы климат-контроля двух типов:
- для поддержания любого заданного значения температуры;
- для поддержания тепла.
Устройство системы климат-контроля современных автомобилей
Использование современной электроники в комплексе оборудования климат-контроля позволило обеспечить зональную регулировку микроклимата в салоне транспортного средства. В зависимости от количества имеющихся температурных зон выделяют однозонные, двухзонные, трехзонные, четырехзонные системы климат-контроля. В последних 2-х вариантах создать индивидуальный микроклимат для себя могут даже те пассажиры, которые расположились на задних сиденьях.
Климат-контроль состоит из систем вентиляции и обогрева, автомобильного кондиционера, механизмов контроля температуры воздуха и управления движением воздушных потоков. Для запуска климат-контроля, как правило, имеется специальная кнопка. Помимо приборов, которые идут в стандартной комплектации с кондиционером, климат-контроль может быть оснащен такими дополнительными узлами системы управления, как ЭБУ, датчики для измерения температуры снаружи автомобиля, датчик давления, установленный в системе кондиционирования, потенциометры заслонок, датчики выходной температуры, датчик, измеряющий температуру испарителя, фотодиод – датчик уровня излучения, создаваемого солнечными лучами, и т.д.
Число датчиков выходной температуры зависит от конструктивных особенностей, присущих определенной системе климат-контроля. Датчик выходной температуры может быть дополнен датчиком, установленным в ножном пространстве. В 2-хзонных системах климат-контроля количество таких датчиков увеличивается в два раза (датчики устанавливаются справа и слева). В свою очередь, в случае с 3-хзонным климат-контролем датчики устанавливаются справа, слева и сзади.
Главная функция, возложенная на потенциометры заслонок, заключается в фиксации воздушных заслонок в определенном положении. Датчики давления и температуры испарителя отвечают за безотказное функционирование кондиционера. Электронный блок управления (сокращенно – ЭБУ) осуществляет прием сигналов, поступающих от датчиков, и формирование в соответствии с заданной программой воздействий на исполнительные органы.
В число последних входят приводы заслонок, электромотор вентилятора приточного воздуха. Именно благодаря этим устройствам сперва создается, а затем поддерживается требуемая температура. Заслонки могут быть оснащены электрическим либо механическим приводом. Конструкция климатической установки может включать в себя следующие варианты заслонок:
- центральная заслонка;
- заслонка для регулировки температуры (такие устройства устанавливаются в системах с числом зон регулирования, составляющим 2 и более);
- заслонка, предназначенная для оттаивания стекол автомобиля;
- заслонка рециркуляции.
Принцип работы
Современный климат-контроль обеспечивает автоматическую регулировку температурного режима в салоне машины в диапазоне температур от +16 до +30 градусов.
Для установки нужного значения температуры воздуха в автомобиле водителю нужно лишь воспользоваться регуляторами, расположенными на панели приборов. От регулятора сигнал направляется к ЭБУ, где запускается соответствующая программа. В соответствии с заданным алгоритмом работы блок управления выполняет обработку сигналов, поступающих с входных датчиков, после чего включает в работу определенные исполнительные устройства.
Воздух, который поступает в салон машины, проходит через радиатор «печки», нагреваясь в это время теплом, поступающим от охлаждающей жидкости. Для регулировки степени нагрева воздуха используются соответствующие заслонки. При необходимости охлаждения воздуха в салоне в работу вступает кондиционер, обеспечивающий удаление излишков тепла и влаги из внутреннего пространства автомобиля.
Решение о том, какое устройство (отопитель либо кондиционер) задействовать в определенный момент, климат-контроль принимает не только на основе показаний датчиков температуры воздуха в салоне, но и с оглядкой на погоду за бортом.
Разные модификации климат-контроля имеют отличающиеся алгоритмы работы. Совершенство системы зависит от таких факторов, как число датчиков, воздуховодов, потенциометров заслонок, надежности программного обеспечения. Если в машине установлен самый простой вариант климат-контроля, то в сильный мороз еще не прогретый как следует воздух может быть направлен сразу в салон, на водителя. В случае с более продвинутыми исполнениями климат-контроля воздушный поток будет сначала направлен на стекла, чтобы они поскорее оттаяли, а также во избежание их запотевания. После того как силовой агрегат немного прогреется, теплый воздух будет направлен в ноги водителя и только после достижения заданной комфортной температуры – в область лица.
Наиболее близкие к совершенству системы климат-контроля функционируют с учетом таких параметров, как интенсивность солнечного излучения, влажность и качество воздуха, поступающего извне. В случае загрязнения воздуха в работу может быть включен режим внутренней рециркуляции.
Что нужно учитывать при выборе климат-контроля
Если у водителя и пассажира, который обычно занимает переднее кресло, температурные предпочтения сильно отличаются, то, разумеется, имеет смысл установить 2-хзонный климат-контроль. Именно такими системами и комплектуются в большинстве случаев современные легковые машины.
Может оказаться, что климатическая установка не позволит установить температуру для шофера, управляющего автомобилем, например, 17 градусов, а для пассажира на переднем сиденье – плюс 25. Зачастую максимальная разница может составлять не более 2-3 градусов. Таким образом, если водитель поставит для себя 21 градус, то пассажир сможет установить для себя температуру, находящуюся в пределах от +18 до +24 градусов. Естественно, чем современней, совершенней климат-контроль, тем дороже он будет стоить, и тем больше свободы в плане управления микроклиматом получит как шофер, так и пассажиры.
Выбирая систему климат-контроля для транспортного средства, нужно принимать во внимание число салонных датчиков температуры. Из курса физики всем известно, что нагретый воздух поднимается вверх, тогда как холодный, напротив, собирается в нижней части пространства салона. Таким образом, если датчик будет находиться, к примеру, в крыше автомобиля, не исключен вариант, при котором вместо теплого воздуха в салон будет подаваться холодный. Весь «фокус» здесь в том, что датчик, который располагается сверху, будет «думать», что салон уже нагрелся до нужной температуры. А это, разумеется, очень далеко от реальности. Система климат-контроля, предполагающая установку температурных датчиков как сверху, так и снизу, будет выполнять свои функции гораздо лучше. Компромиссный (в плане стоимости) вариант – установка датчиков прямо по центру, в передней панели
Выбирая 3-хзонный либо 4-хзонный климат-контроль, уточните у продавца, имеется ли сзади дополнительный блок кондиционера/отопителя. Очень часто даже на машинах представительского класса производители ограничиваются установкой сзади дополнительного вентилятора, что приводит к увеличению разницы между заданным и реальным значениями температуры в задней части салона автомобиля.
Системы климат-контроля, как и любые другие электронные системы автомобиля, без проблем поддаются выездной компьютерной диагностике. Поэтому если вы почувствовали нарушения в работе вашего климат-контроля, осуществить его диагностику всегда можно и без поездки в автосервис.
Всего комментариев: 0 | |