- Автор: Феникс
- Дата: 11.03.2014
- Категория: Полезные статьи
особенности кузовного ремонта легковых автомобилей – инструменты и технологии
Повреждение элементов кузова – вероятно, одна из наиболее неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации машины. Надо отметить, что появление вмятин и царапин далеко не всегда бывает следствием попадания в аварию. Нередко к этому приводит халатное отношение к автомобилю со стороны самого шофера, пассажиров и даже пешеходов. Тем не менее, вне зависимости от причины повреждений, кузовной ремонт представляет собой непростое и весьма дорогостоящее занятие, которое многие автолюбители стараются откладывать до последнего.
Легкий и сложный кузовной ремонт
При легком ремонте кузова предполагается ликвидация незначительных повреждений – небольших сколов, вмятин, потертостей – последствий неаккуратной парковки. Более сложный кузовной ремонт включает в себя работы по восстановлению геометрии некоторых деталей и их дальнейшее окрашивание. В этом случае не обойтись без демонтажа поврежденных элементов и последующего исправления деформации, что зачастую невозможно без сварки. Наиболее трудозатратным и дорогостоящим является ремонт кузова после попадания машины в серьезное дорожно-транспортное происшествие, заканчивающееся вызовом эвакуатора для автомобиля. Цены на такой ремонт бывают намного выше, нежели в названных ранее случаях. Это связано с тем, что при сильном ударе происходят существенные нарушения геометрии кузова. Для устранения подобных последствий необходим специальный стенд - стапель, который имеется далеко не на всех СТО.
О штампованных деталях
Не секрет, что подавляющее большинство кузовных деталей выполняется штамповкой из листового металла. Необходимую форму листу придают при помощи пресса. В это время в материале возникают сжатия и растяжения, следствием чего становится относительное перемещение его частиц. Возникшие напряжения, собственно, и удерживают полученную форму штампованной детали кузова.
Наружные кузовные элементы, изготовленные путем штамповки, как правило, бывают выпуклыми. После удара происходит сжатие выпуклой поверхности. Затем она выравнивается, после чего становится вогнутой и, наконец, в случае очень сильного удара, металл вытягивается. Зону деформации окружает так называемый граничный пояс. Там металл подвергся максимальной вытяжке. Это связано с тем, что в момент сжатия он был своего рода шарниром, подверженным воздействию усилий сжатия. Случается, что этот граничный пояс образует ярко выраженную кромку, что в дальнейшем оказывает помехи восстановлению первоначальной формы металла.
Самые популярные методы восстановления деталей кузова: выколотка и рихтовка
Обычно процесс восстановления формы штампованной детали предполагает выполнение таких двух операций, как выколотка и выравнивание (рихтовка). Выколоткой называется предварительное придание детали ее первоначальной формы. Выколотка осуществляется давлением либо с помощью молотка, начиная с наиболее жесткой части детали, от граничной кромки к центру вмятины. Усилие необходимо прилагать в направлении, противоположном направлению деформации.
Если выколотка производится путем выдавливания при помощи рычага либо домкрата, необходимо следить за тем, чтобы создаваемое усилие не стало причиной деформации в точках опоры. Продолжают эту процедуру с применением молотка и ручной опорной наковаленки. При этом профиль наковаленки нужно подбирать таким образом, чтобы он был максимально похож на профиль детали перед повреждением.
Использование при выколотке ударных инструментов не должно приводить к удлинению листа. Не следует применять ударные инструменты из стали. Гораздо эффективнее выглядит использование деревянных киянок, которые обладают большой опорной поверхностью и не оставляют на обработанной детали следов. Еще одно неоспоримое достоинство выколотки с использованием деревянных киянок состоит в том, что последние не вызывают ни малейшего удлинения, ведь дерево, из которого выполнена киянка, недостаточно твердое для того, чтобы привести к утончению металла. Если для выколотки используется хорошая, не исчерпавшая свой ресурс киянка, то уже на этой стадии восстановления поврежденной детали можно обеспечить качественное предварительное выравнивание. Весьма хорошо при выколотке проявляют себя стальные молотки, в бойках которых располагается резина. Они отличаются большей надежностью, нежели киянки.
Иногда выколотку выполняют непосредственно на транспортном средстве. Особенно это актуально, если повреждена деталь из числа несъемных. В таком случае работа сильно затрудняется. В особом упоминании нуждаются рифленые кувалды, имеющие поверхность, напоминающую напильник. Данный инструмент меньше вытягивает металл – сжатие материала обеспечивается благодаря рифленому профилю.
Цель рихтовочных работ состоит в устранении повреждений поверхности кузова до такой степени, когда состояние деталей становится практически таким же, как после изготовления. Качество выполнения рихтовки оказывает прямое влияние на качество дальнейшего окрашивания и объем шпатлевки, которую неизбежно придется наложить на поверхность, чтоб она стала идеально ровной. Рихтовка детали осуществляется ударами по ней, наносимыми молотком. Деталь при этом опирается на наковальню, которая должна иметь массу, достаточную для поглощения ударов. Ее рабочая поверхность должна быть гладкой (во избежание оставления следов на поверхности детали). Для рихтовочных работ используются специальные молотки – гладилки, а также кувалды. Бойки молотков выполняются из стали, подвергаются закалке и полировке.
Скорость утончения листа вследствие обработки молотком зависит от силы наносимых ударов. Объем металла при этом не меняется, а потому утончение всегда приводит к удлинению. А это, в свою очередь, чревато выпучиванием поверхности кузовной детали. Оптимальный вариант – нанесение частых несильных ударов. Еще лучше, если они одинаково направлены и примерно равны по силе. При наличии складки на ремонтируемой детали рихтовка начинается именно с ее выправления до придания необходимой формы. Только после этого рихтуется остальная часть детали.
Напайка
При наличии повреждений в труднодоступных местах кузова детали, нуждающиеся в ремонте, приходится демонтировать, что, как правило, бывает весьма хлопотно и требует много времени. Альтернативным методом устранения небольших вмятин в таких случаях является пайка оловом. Поверхность детали тщательно очищается, после чего подвергается лужению. Далее вмятина заделывается с помощью оловянного припоя. Затем припой опиливается, а поверхность полируется.
Шпаклевание
Еще один способ борьбы с повреждениями кузовных деталей – заделка шпатлевкой, выполненной на основе полиэфирных смол. Материал следует накладывать на зачищенную поверхность детали. Современные шпатлевки твердеют довольно быстро. Кроме того, им не свойственна усадка. Поверхность, образованная после шпаклевания, как и в случае с пайкой, опиливается и полируется. На стойкость шпатлевки прямое влияние оказывает качество ее нанесения и степень адгезии (сцепления).
Разумеется, в этой статье перечислены далеко не все современные методы ремонта кузовных деталей. Автомобилей на дорогах планеты с каждым днем становится только больше, а потому технологии восстановления постоянно совершенствуются. Тем не менее, перед тем, как совершать потенциально опасные маневры на дороге или «лихачить» на заполненных парковках, каждому автолюбителю следует помнить, что кузовной ремонт может серьезно ударить по его кошельку. Осторожность и внимательность за рулем – вот что поможет вам сэкономить на преждевременном ремонте крыльев, капота, дверей и других деталей кузова!
Всего комментариев: 0 | |