• Главная страница
  • Каталог статей
  • Особенности конструкции и диагностики неисправностей газораспределительного механизма


Что такое ГРМ

 

 

Газораспределительный механизм (сокращенно его называют не иначе как ГРМ) представляет собой устройство, обеспечивающее своевременную подачу топливовоздушной смеси в цилиндры ДВС и выпуск отработавших газов. Данные функции газораспределительного механизма реализуются в четырехтактных силовых агрегатах за счет открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов, которые имеют привод от распределительного вала и специального кулачкового механизма.

Таким образом, основными элементами газораспределительного механизма являются клапаны, их привод и распределительный вал с его приводом. На современных автомобилях клапаны размещаются в головке блока цилиндров. Для того чтобы клапан удерживался в закрытом состоянии, используются пружины. В настоящее время наиболее широкое применение находят двигатели внутреннего сгорания с газораспределительными механизмами, работающими по четырехклапанной (на каждый цилиндр приходится по два впускных и выпускных клапана) и двухклапанной (один впускной и один выпускной клапан на цилиндр) схемам.
 


Диагностика неисправностей ГРМ

 

 

 

 

От коленвала на распределительный вал вращение может передаваться при помощи ременной, цепной либо шестеренной передачи. Проскальзывание либо обрыв цепи или ремня ГРМ может привести к удару поршней об открытые клапаны, что чревато выходом из строя двигателя. Именно поэтому каждый автовладелец должен уделять внимание состоянию механизма распределения топливной смеси, своевременно проводя диагностику его узлов и отдельных деталей.

Диагностика неисправностей ГРМ представляет собой непростую и очень ответственную процедуру. Согласно статистическим данным на этот механизм приходится порядка двадцати процентов всех отказов двигателя, а на устранение обнаруженных неполадок – около половины трудоемкости ремонтных работ и технического обслуживания. Игнорирование обязательной диагностики порой приводит к тому, что большое число двигателей поступает на преждевременный ремонт, имея недоиспользованный ресурс, либо с неполадками аварийного характера. Весьма распространены такие общие причины неполадок в работе ГРМ, как несоблюдение правил эксплуатации ДВС, включая заправку топливом с повышенным содержанием смол, применение некачественных, загрязненных масел, продолжительная работа мотора на высоких оборотах.

 

 

 

 

 

Перечень и причины основных неисправностей ГРМ

 


Зависание клапанов

 

 

 

 

 

Самое страшное, что может случиться с механизмом распределения горючей смеси, это так называемое зависание клапанов, которое чаще всего происходит по двум причинам: при использовании некачественного бензина, предшествующем отложению смол на стержнях клапанов, а также из-за ослабления либо поломки клапанных пружин. В последнем случае при достижении поршнем в.м.т. клапан попросту не успевает оказаться в седле. Справедливости ради стоит отметить, что эта неисправность на современном автотранспорте встречается очень редко.

 


Заклинивание гидрокомпенсаторов

 

 

 

 

Отдельных слов заслуживают неисправности гидрокомпенсаторов. Использование слишком жидкого либо загрязненного масла приводит к тому, что гидрокомпенсатор «отказывается» выполнять свою главную функцию, заключающуюся в компенсации зазоров в ГРМ. Последующая эксплуатация ДВС в этом случае грозит заклиниванием гидрокомпенсаторов. Свидетельством неисправностей этих узлов является металлический стук, исходящий от головки блока цилиндров на непрогретом двигателе.

 


Нарушение теплового зазора, фаз газораспределения

 

 

 

 

Нарушение теплового зазора на агрегатах с возможностью его регулирования происходит при износе подшипников и кулачков распредвала, зубчатого шкива, посредством которого на него передается вращение, а также из-за неверной регулировки. Последствиями большей части неполадок в работе ГРМ становятся нарушения фаз газораспределения. В итоге нарушается стабильное функционирование двигателя, а также снижается вырабатываемая мощность, соответствующая номинальному значению.

 


Плохое прилегание клапанов

 

 

 

 

Ненадлежащее прилегание клапана к седлу может быть следствием отложения слоя нагара как на седлах, так и на самих клапанах, возникновения раковин на рабочей поверхности детали, выхода из строя клапанных пружин, коробления головок клапанов, заедания клапанного стержня в направляющей втулке. Помимо этого, причина данного явления может крыться в отсутствии зазора между коромыслом и стержнем клапана.

 

 

 


Внешние признаки неисправности ГРМ

 

 

 

 

Среди внешних признаков того, что газораспределительный механизм неисправен, можно отметить металлические стуки, нехарактерные для нормальной работы двигателя, снижение компрессии, появление хлопков в выпускном и впускном трубопроводах, а также уменьшение мощности силовой установки. Три последних варианта нередко имеют место при плохом прилегании клапанов к их седлам.

О нарушении теплового зазора, износе кулачков и подшипников распредвала мастеру-диагносту «говорит» снижение мощности и металлические стуки, раздающиеся в головке блока цилиндров при работе двигателя на небольших и средних оборотах. Причинами появления шумов со стороны привода распределительного вала и периодических выстрелов в глушитель, могут оказаться изнашивание и удлинение ремня (либо цепи), служащего приводом распредвала, а также износ зубчатого шкива. Падение уровня масла в картере вкупе с уменьшением мощности двигателя и появлением синего дыма отработавших газов нередко является свидетельством «неприятностей» с кривошипно-шатунным механизмом, истирания маслоотражающих колпачков, изнашивания направляющих втулок и стержней клапанов.

Металлические звонкие (их еще называют детонационными) стуки, характерные для периода разгона автомобиля, и работа мотора с перебоями - внешние признаки образования нагара на клапанах, использования некачественного бензина, неисправностей КШМ. Зависание клапанов, снижение уровня упругости, выход из строя клапанных пружин могут привести к непродолжительным провалам в работе холодного двигателя, уменьшению его мощности и перегреву.

Основные «симптомы» неплотной посадки клапанов – уменьшение компрессии в одном либо нескольких цилиндрах, «выстрелы» в выпускном и впускном трубопроводах, уменьшение экономичности, мощности работы силового агрегата. Все это наблюдается при возникновении нагара на рабочей фаске, гнезде клапана, короблении тарелки клапана, отсутствии зазора между толкателем и стержнем клапана. Для устранения нагара на рабочих поверхностях деталей их смачивают в керосине либо в специально подготовленном растворе с дальнейшим снятием шабером. На поверхностях есть небольшие царапины, задиры, раковины? Их придется притереть. При существенных повреждениях клапаны и гнезда подвергаются шлифовке либо заменяются на новые, исправные детали.

Причина неполного открытия клапана, как правило, заключается в увеличенном зазоре между толкателем (либо коромыслом) и стержнем клапана. Стуки в газораспределительном механизме могут быть признаками (помимо рассмотренных выше явлений) увеличения зазора между толкателем и стержнем клапана, изнашивания распределительных шестерен, направляющих и толкателей, осей и втулок коромысел, стержней клапанов, а также распорного кольца, что приводит к увеличению осевого смещения распредвала.

Вышедшие из строя, изношенные детали следует заменить на новые с дальнейшей регулировкой отдельных узлов и газораспределительного механизма полностью.

 

 

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
АКЦИЯ!
При заказе услуги "сезонная замена колес" компьютерная диагностика бесплатно!
*Акция действует до 01.01.2018