Греть или не греть – вот в чем вопрос!

 

Издавна отечественные автолюбители, которым приходится эксплуатировать машины в суровых зимних условиях, оживленно обсуждали вопрос необходимости прогрева двигателя перед началом движения транспортного средства. Вопрос этот наверняка не потеряет свою актуальность до тех пор, пока роль сердца автомашины будет выполнять ДВС, «питающийся» дизельным топливом либо бензином.

 

Необходимо отметить, что в странах Европы прогрев мотора во время стоянки вообще не разрешается. В случае пренебрежения данным правилом водителю придется заплатить солидный штраф. Запрет этот обусловлен высокой токсичностью выхлопных газов, образующихся при работе холодного мотора. С другой стороны, обязательный прогрев двигателя автомобиля стал для советского (а в дальнейшем – и российского) автомобилиста практически инстинктом. Машины отечественных марок, оборудованные карбюраторными двигателями, в сильный мороз попросту не могли тронуться с места без предварительного прогрева.

 

Как греется двигатель внутреннего сгорания?

 

В двигателях современных автомобилей, рассчитанных на работу на высококачественных горюче-смазочных материалах, в блок цилиндров, выполненный из алюминия, запрессовываются чугунные либо композитные гильзы. Во время изменения температуры детали, сделанные из разных материалов, по-разному меняют свои размеры. Поршни из алюминия, к примеру, прогреваются и вместе с тем увеличиваются в размерах гораздо быстрее, нежели стальные цилиндры. В результате разброс температур гильз и поршней может составлять порядка 200 градусов. Столь значительные температурные перепады при запуске двигателя в морозную погоду способствуют созданию огромной нагрузки на цилиндры, поршни, ускоряя тем самым их износ.

Полностью прогретым ДВС окажется лишь в тот момент, когда все его детали, охлаждающая жидкость и моторное масло выйдут на рабочее значение температуры. Быстрее всего происходит прогрев антифриза. За ходом этого процесса мы можем следить по тому, как меняется положение стрелки указателя температуры ОЖ. Примерно в таком же темпе прогреваются элементы верхней части мотора (головка блока цилиндров, детали цилиндро-поршневой группы).

Масло в поддоне двигателя греется гораздо медленнее. Это можно заметить по показаниям бортового компьютера – даже после достижения нормальной температуры антифриза значение расхода горючего на холостых оборотах может снижаться еще на протяжении какого-то времени. Причина того заключается именно в медленном прогреве масла. Больше всего времени на прогрев требует нейтрализатор. Вместе с этим на рабочий уровень выходит токсичность выхлопов.

 

Чем мешает мороз и как выбрать моторное масло?

 

Одна из главных причин трудностей запуска двигателя в мороз заключается в том, что любое моторное масло в таких погодных условиях начинает густеть. В случае снижения температуры до определенного значения оно вообще может перестать течь. Для минеральных масел эта температура находится в диапазоне от -20 до -25 градусов, для лучших марок синтетических масел – от -45 до -55 градусов. В результате узлам трения приходится функционировать буквально «всухую», что приводит к значительному увеличению механических потерь. А это влечет за собой увеличение расхода топлива.

Моторное масло, имеющее класс вязкости формата 10W-30, 5W-40 и т.п. (марка включает в себя пару чисел, разделенных буквой W), называется всесезонным и может эксплуатироваться круглый год. Непосредственное влияние на характеристики использования в зимний период оказывает лишь первое число. Если низкотемпературная вязкость масла, залитого в двигатель, полностью соответствует погодным условиям, характерным для вашего региона, АКБ и стартер находятся в хорошем состоянии, то при замене масла можно смело заливать жидкость той же марки, что и была раньше. В противном случае желательно перейти на использование масла, имеющего более низкий коэффициент низкотемпературной вязкости, не забывая и о том, что выбранное масло в обязательном порядке должно соответствовать рекомендациям компании-производителя ТС.

 

Удар по состоянию окружающей среды

 

Само собой, широко распространенные призывы современных производителей к отказу от прогрева двигателей авто вызваны отнюдь не заботой о кошельках водителей, а экологическими стандартами. Действующие экологические нормы накладывают довольно жесткие лимиты на процентное содержание токсичных составляющих в выхлопных газах при пуске мотора и во время его прогрева.

Очень высоко начальное содержание CH в составе отработанных газов (около 1000 ppm). В процессе дальнейшего прогрева силового агрегата оно начинает постепенно уменьшаться. Однако даже спустя двадцать минут прогрева, когда температура антифриза выходит на рабочий уровень, доля остаточных углеводородов по-прежнему высока – порядка 180 ppm. Нейтрализатор при этом остается холодным, а потому работает с низкой эффективностью.

Есть и другой вариант – немного погреть машину и трогаться с места. В этом случае абсолютное значение выбросов CH снижается гораздо быстрее. Двигатель не успевает слишком сильно «испортить воздух» на автостоянке, но работает при прогреве во время движения машины намного лучше, набрав уже хоть какую-то температуру. Но и здесь не следует питать иллюзий. «Дымящий» на стоянке автомобиль окутывает облаком выхлопов территорию вокруг себя, а движущийся словно размывает производимое «добро» вдоль дороги. В глобальных масштабах уровень загрязнения в итоге вполне сопоставим.

 

Отказ от прогрева – путь к уменьшению ресурса двигателя

 

О резком увеличении износа мотора при каждом его пуске не говорил только ленивый. Нередко можно услышать, что один запуск в мороз наносит двигателю вреда столько же, сколько сотня километров пробега. Разумеется, достоверных цифр по этому поводу дать не может никто, ибо этот показатель зависит от типа двигателя, используемого моторного масла, температуры воздуха «за бортом» машины. Самое важное здесь то, что начав движение без заблаговременного прогрева, вы наносите вред деталям мотора, которые не успевают как следует подготовиться к приему серьезных нагрузок. Им в такой обстановке приходится очень непросто.

Тем, кто мало-мальски знаком с устройством автомобиля, известно, что на боковой поверхности каждого поршня нарезаны канавки, предназначенные для установки поршневых колец. Собственно, эти канавки и отличаются максимальной чувствительностью к нагрузкам, разрушаясь при их чрезмерном увеличении. Тут складывается следующая ситуация.

Если трогаться с места сразу после запуска двигателя, да еще при этом хорошенько побуксовать, например, выбираясь из сугроба самостоятельно, без участия эвакуатора, нагрузки на детали мотора сразу станут повышенными. Потоки тепла довольно быстро разогревают днище поршня. Зоной канавок он в это время касается холодного цилиндра. Вследствие этого получается серьезный температурный перепад и следующие за ним увеличенные напряжения. Ну а поршень, оставшийся без канавок, вряд ли имеет право называться полноценной деталью кривошипно-шатунного механизма.

Что же компании-производители автомобилей? Естественно, руководителям данных организаций известна вся приведенная выше информация, однако ресурс работы двигателя их, на самом деле, не очень сильно волнует. Мотор должен успешно справиться с работой в течение гарантийного срока, после чего предполагается быть проданным либо отправленным на дальнейшую эксплуатацию в одну из стран третьего мира. Иначе на рынке наступит переизбыток товаров. Отсюда, собственно, и пляшут рекомендации, в соответствии с которыми экология первична, экономия топлива где-то рядом, а ресурс работы ДВС никому не интересен.

 

Как быть с инжекторным мотором?

 

Если одни водители называют прогрев автомобиля с инжекторной системой питания двигателя тратой горючего впустую, то другие считают эту процедуру острой необходимостью, способной повысить срок эксплуатации деталей силового агрегата. Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, прежде всего следует выглянуть в окно, посмотреть на термометр. Если на улице минусовая температура (даже если это первые осенние заморозки), прогрев инжекторного двигателя необходим, однако уделять этой процедуре стоит не более двух минут.

В летний период, по заверениям иностранных автопроизводителей, инжекторы не нуждаются в предварительном прогреве. Дело здесь в том, что современные иномарки быстрее прогреваются в процессе движения. Если верить представителям зарубежного автопрома, инжекторный двигатель, в отличие от карбюраторного, должен больше работать под нагрузкой (а не на холостых оборотах при неподвижном автомобиле).

Специалисты советуют эксплуатировать машины с инжекторными моторами предельно рационально. В зимний период, при запуске в мороз, на прогрев перед началом движения рекомендуется уделять около 3-5 минут. Но, даже начав движение, не следует «мучить» мотор, увеличивая число оборотов выше 3000. С другой стороны, летом нужно избегать продолжительной работы инжекторного двигателя на холостых оборотах. Следствием этого может стать загрязнение камер сгорания, свечей зажигания и дальнейший перегрев катализатора.

 

В заключение…

 

Подводим итоги. Перед началом движения после продолжительной стоянки нужно:
1) запустить мотор и дать ему немного поработать на холостом ходу (для инжекторных двигателей это время составляет около 1-2 минут, для карбюраторных - примерно в два раза больше);
2) После непродолжительного прогрева, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости сдвинется «с мертвой точки», а моторное масло попадет на все детали двигателя, можно плавно трогаться с места, не раскручивая коленчатый вал до чрезмерно высокой скорости;
3) После того как температура антифриза достигла 60 градусов, а детали шатунно-поршневой группы, головка блока цилиндров и нейтрализатор как следует прогрелись, можно нагружать силовой агрегат до номинального режима.

Что касается эксплуатации автомобиля зимой, то здесь время прогрева необходимо увеличивать примерно вдвое или даже больше, исходя из температуры окружающего воздуха.

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
АКЦИЯ!
При заказе услуги "сезонная замена колес" компьютерная диагностика бесплатно!
*Акция действует до 01.01.2018