• Главная страница
  • Каталог статей
  • Смотровая яма – лучший помощник любителя самостоятельного ремонта автомобилей

Обустраиваем смотровую яму

 

Любое транспортное средство имеет свойство ломаться. Если вы относитесь к числу автолюбителей, которые умеют и любят заниматься ремонтом своих «железных коней» самостоятельно, то ваш гараж обязательно должен быть оборудован смотровой ямой. Соорудить ее по силам каждому автовладельцу «с прямыми руками». Среди преимуществ наличия в гараже смотровой ямы можно выделить экономию времени и финансовых средств, которые могли бы быть затрачены на ремонт в автосервисе или выездную техническую помощь, возможность проверки состояния всех узлов автомобиля (а не только тех, которые расположены в доступных местах) в любое время. Смотровая яма окажет неоценимую помощь при необходимости мелкого пятиминутного ремонта, по поводу которого при ее отсутствии, возможно, пришлось бы долго ждать своей очереди на СТО.

 

Размеры смотровой ямы

 

Длина смотровой ямы рассчитывается исходя из длины транспортного средства. Не лишним будет накинуть небольшой запас и учесть расстояние, которое нужно оставить под лестничный спуск (если, конечно, планируете его устанавливать). Если вы являетесь счастливым владельцем просторного гаража, не стоит экономить на комфортном стационарном спуске, однако, в качестве альтернативы можно обойтись использованием обычной приставной лестницы. Ширина ямы выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей автомобиля. Как правило, ее значение составляет порядка 80 сантиметров. Глубину ямы рассчитывайте, взяв за исходные данные свой рост и накинув около 15 сантиметров на подножной мостик. Важно, чтобы голова при ремонте не задевала днище машины, и вам не пришлось часами работать в яме в крайне неудобной позе, поджав колени. При рытье котлована важно выбрать правильную ширину будущих стен, накинув толщину отделки. Аналогичный подход актуален и для глубины. Добавьте к ней толщину кладки кирпича.

 

Каким должно быть дно ямы

После завершения рытья ямы приступайте к подготовке дна. Сначала его нужно просыпать гравийным щебнем, толщина уплотненного слоя которого должна составлять не меньше 10 сантиметров. Следующий слой – песчаный, толщиной порядка 5 сантиметров. Поверх него выполняется бетонная стяжка. Если грунт имеет склонность к постоянному пропусканию воды, поверх песка можно уложить слой жирной глины, способной хорошо сдерживать влагу. На глину в таком случае укладывается щебень.

Разумеется, это не единственный вариант устройства пола. Если дно в смотровой яме абсолютно сухое, и никаких проблем с попаданием влаги не предвидится, можно сделать навесной пол. Для этого по периметру дна укладывается обрешетка, которая затем накрывается сверху досками.

 

Стены ямы

 

Стены в яме можно обустроить 3-мя способами:
1) кирпичная кладка;
2) заливка бетоном;
3) обшивка досками.

Сначала производится устройство гидроизоляционного слоя с использованием все той же жирной глины, которая сверху накрывается полиэтиленовой пленкой.
 Решили залить стены бетоном? Сначала нужно сделать опалубку по всему периметру смотровой ямы. Для этого можно использовать практически любые подручные материалы, включая доски, фанеру, листы металла и т.д. Все составляющие опалубки должны быть хорошо скреплены между собой. Для большей надежности между стенками желательно установить распорки. В свободном пространстве между опалубкой и стенками ямы для достижения максимальной прочности итоговой конструкции необходимо установить скрепляющую арматуру. Наиболее простой вариант – покрыть стены сеткой Рабица. Более трудоемкий способ предполагает установку рамы, сделанной из металлического уголка и швеллера. Представляя собой цельнометаллическую конструкцию, рама, будучи скрепленной в бетоне, станет монолитной стеной, которая надежно защитит автомобиль от возможного провала в яму. Параллельно с установкой опалубки устраиваются стеновые ниши, которые можно будет использовать для размещения инструментов (на время ремонта). «Потолок» такой ниши армируется по длине 2-3-мя стержнями арматуры.

Завершив подготовку опалубки и стальной арматуры, можно приступать к заливке бетона в свободное пространство. При заливке не стоит торопиться, основательно утрамбовывая каждый слой. Это позволит ликвидировать воздушные подушки, которые находятся в теле бетона. После окончания заливки ямы вам останется лишь дождаться, пока бетон высохнет и затвердеет. Только после этого можно снимать опалубку. Полноценная эксплуатация ямы допускается лишь по истечении месяца.

Второй способ отделки стен – кирпичная кладка. Подготовительная стадия в данном случае аналогична предыдущему варианту и предполагает использование тех же материалов: сетки Рабица, полиэтилена, глины. Выполняя кладку, желательно оставлять зазор, составляющий около двух сантиметров, который будет забиваться цементным раствором, что способствует стягиванию кирпича вместе с сеткой.

Наименее затратным и самым простым является третий вариант отделки стен смотровой ямы – обшивка досками. Перед установкой досок дно и стены обмазывают глиной, покрывают слоем полиэтилена и рубероида. Лишь после этого стены обшиваются промасленными досками. В качестве альтернативы данному материалу может использоваться шифер.

 

Гидроизоляция стен смотровой ямы

 

Если уровень подземных вод в вашем регионе высок, и имеет место опасность затопления смотровой ямы, необходимо устройство качественной гидроизоляции. Проникающая гидроизоляция, будучи дорогостоящей и высокоэффективной, отличается простотой монтажа. Состав наносится на влажную поверхность, что, как правило, не составляет особого труда даже при отсутствии соответствующих навыков. Проникая глубоко в кирпич и бетон, гидроизоляционный состав заполняет собой даже мельчайшие полости, гарантируя надежную защиту стен от влаги. Еще большей надежностью (но, одновременно, и более высокой ценой) обладает такой гидроизоляционный материал, как полимерная мембрана. В зависимости от сложности участка используют одно- либо двухслойную мембрану.

Сравнительно невысокая стоимость присуща битумным материалам, таким как рубемаст, рубероид и т.д. Монтаж такой гидроизоляции целесообразен в случае, если ваша смотровая яма не подвержена интенсивному наполнению водой. Традиционно битумные материалы реализуются в виде рулонов. Их установка не требует от мастера каких-либо особых навыков. Листы материала укладываются друг на друга внахлест, с запасом около 10-15 сантиметров, а затем склеиваются с помощью огня либо расплавленного гудрона.

 

Утеплитель для ямы

Принимая во внимание тот факт, что классический гараж представляет собой далеко не самое теплое помещение, нужно включить в смету финансовых затрат расходы на утеплитель. Оптимальным вариантом является пенополистирол, имеющий целый ряд достоинств:
- долговечность, обусловленная отсутствием склонности к гниению;
- влагостойкость;
- превосходное сцепление с кирпичом и бетоном без использования специального раствора.

 

Отделка

После завершения утепления ямы приступаем к ее отделке. Стройматериалов на современном рынке более чем достаточно. К вашим услугам керамическая плитка, множество вариантов водостойкого линолеума и т.д.

 

Освещение

Вряд ли какой-то автолюбитель оспорит тот факт, что качественный осмотр днища транспортного средства возможен только при хорошем освещении. В соответствии с действующими строительными нормами напряжение питания осветительных приборов в яме не должно быть выше 36 Вольт. Для обустройства освещения можно использовать специальные светильники либо обычные переносные лампы.

 

Вентиляция

Во избежание застаивания в смотровой яме влажного воздуха, следует заранее установить систему вентиляции. Обустройство последней предполагает прокладку под землей гибкого воздуховода, который выводится на поверхность на высоте около 20-25 сантиметров над землей. Во избежание засорения воздуховод оборудуется защитной крышкой.

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
АКЦИЯ!
При заказе услуги "сезонная замена колес" компьютерная диагностика бесплатно!
*Акция действует до 01.01.2018