- Автор: Феникс
- Дата: 08.07.2013
- Категория: Полезные статьи
Роль техники безопасности при самостоятельном ремонте автомобиля
Многие автовладельцы ремонтируют свои машины самостоятельно, не обращаясь в автосервис или службы выездной технической помощи, за счет чего им порой удается неплохо сэкономить. Получение травмы при замене ковриков в салоне или установке держателя для сотового телефона – это, конечно, большая редкость. Однако существует ряд операций, сопутствующих ремонту автомобиля, при реализации которых всегда сохраняется определенная доля риска для здоровья автолюбителя. Подобные работы следует производить предельно осторожно, строго соблюдая правила техники безопасности.
Помещение для ремонта
Само собой, помещение, в котором проводится ремонт автомобиля, должно быть хорошо проветриваемым, двери должны открываться не только изнутри, но и снаружи, а проход к ним всегда нужно сохранять свободным. В этом помещении обязательно должны находиться медицинская аптечка и обычный переносной огнетушитель. Неплохо, если в боксе (гараже) установлены огнетушители самосрабатывающего типа. Легковоспламеняющиеся, горючие, смазочные материалы рекомендуется хранить в небьющейся таре на полках, имеющих отбортовки, либо на полу. Ветошь, пропитанную маслом, во избежание возможного возгорания рекомендуется держать в металлической таре.
Не следует размещать большие объемы бензина и других горючих жидкостей возле электрических приборов. Имейте в виду, что пары жидкого топлива могут взорваться. Именно поэтому в непосредственной близости от мест их хранения нельзя курить и выполнять работы, способные привести к образованию искры. Особенно это требование актуально при характерном запахе бензина, являющемся свидетельством наличия в воздухе паров топлива. Еще одна потенциальная причина пожара – безответственное отношение к ремонту электрооборудования транспортного средства. Электропроводка в автомобиле бывает рассчитана на определенную нагрузку. Перегрузка, вызванная подключением слишком большого количества потребителей электроэнергии, может привести к перегреву проводов. Неизолированные участки проводов, мест их соединений также способны оказаться причиной возгорания.
Моторный отсек
Помните, что проведение работ в моторном отсеке, а также под транспортным средством, двигатель которого был только что остановлен (по окончании поездки), сопряжено с реальной возможностью получения серьезного ожога. Поэтому перед тем как приступить к обслуживанию узлов, расположенных в моторном отсеке, необходимо подождать, пока двигатель и элементы систем охлаждения, выпуска отработанных газов остынут. В противном случае вы рискуете обжечься о патрубки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, или, к примеру, о корпус катализатора, нередко разогревающегося до очень высокой температуры.
Двигающиеся детали
Находящиеся в движении детали работающих механизмов, их приводы, лопасти электровентилятора системы охлаждения ДВС могут послужить источником серьезных травм рук. Постоянно следите, чтобы ваши руки, волосы или одежда не оказались вблизи вращающихся узлов. Данное требование относится и к некоторым неподвижным деталям (яркий пример - острые пластины алюминиевого радиатора). Во время проведения работ около радиатора рекомендуется использовать кожаные перчатки либо просто защитить руки, прикрыв опасный участок радиатора подходящим по размеру куском фанеры или картона.
Работы с приподнятым автомобилем (домкрат, эстакада)
Автомобиль, поднятый при помощи домкрата, может упасть на незадачливого ремонтника, работающего под ним. Вероятность этого невеселого события существенно увеличивается при использовании в качестве подъемного устройства старого изношенного домкрата, а в роли стационарных опор – таких подручных средств, как обрезки досок, кирпичи и т.д. Домкрат, входящий в набор инструментов, который прилагается к транспортному средству, желательно эксплуатировать по назначению лишь в экстренных ситуациях, если необходимость проведения ремонтных работ застала вас непосредственно в дорожных условиях, например, при экстренной замене колеса. Ремонтируете автомобиль в гараже? Оптимальный вариант – исправный, подходящий по грузоподъемности подкатной домкрат гидравлического типа и несколько опорных стоек.
Собрались осмотреть или произвести ремонт машины снизу, заехав на экстакаду – воспользуйтесь услугами помощника, задача которого – проследить, чтобы колеса оказались точно на эстакаде. Бывает, что малоопытные шоферы, пытаясь самостоятельно загнать автомобиль на эстакаду, попросту сваливаются с нее. Оказавшись на эстакаде, затяните ручник, включите передачу, положите под колеса противооткатные упоры. Будьте предельно осторожны во время откручивания и закручивания болтов и гаек на приподнятом автомобиле. Если для этого приходится прикладывать большое усилие (к примеру, при замене колеса), вы можете ненароком столкнуть машину с домкрата.
Ремонт электрооборудования
Перед тем как приступить к ремонту электрооборудования, обязательно отсоедините минусовую клемму от вывода АКБ. Не забывайте, что во время эксплуатации, а в особенности – при зарядке аккумулятора происходит выделение взрывоопасного газа. После завершения зарядки необходимо отключить зарядное устройство. Лишь после этого допускается отсоединить его провода от выводов АКБ. В связи с возможностью возникновения сильной искры в момент снятия клемм с аккумуляторной батареи рекомендуется заранее отключить отопитель, фары и другое оборудование, потребляющее много электроэнергии. Во избежание возможного поражения током не следует отсоединять высоковольтные свечные провода при включенном зажигании.
Замена тормозных колодок
Источником пыли черного цвета на ярких легкосплавных дисках машины служат накладки тормозных колодок. Пыль, образующаяся в процессе их износа, может включать в себя асбест, представляющий определенную опасность для здоровья человека. Сегодня ведущие мировые производители изготавливают главным образом безасбестовые колодки. Тем не менее, никто не дает гарантии, что приобретенная вами продукция окажется именно такой. Поэтому, собравшись менять тормозные колодки (либо диски), лучше перестраховаться и захватить с собой респиратор. В любом случае, выполняя работу такого характера, старайтесь находиться в положении, при котором вам не придется вдыхать воздух из рабочей зоны.
Уход за руками после ремонта
Отработанные трансмиссионные, моторные масла содержат в своем составе канцерогенные вещества. После завершения работ руки, загрязненные маслом, необходимо протереть ветошью, а потом – специальным средством для очистки рук (либо обычным подсолнечным маслом). Лишь после этого руки можно помыть теплой водой с мылом. Не следует пользоваться при этом слишком горячей водой. В этом случае вредные соединения могут проникнуть под кожу.
Выхлопные газы
Вдыхание выхлопных газов автомобиля чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Не запускайте двигатель в закрытом гараже, не имеющем системы принудительной вентиляции. Как вариант, на выпускную трубу можно одеть шланг, другой конец которого располагается вне гаража.
Пользуйтесь правильно правильным инструментом
По соображениям личной безопасности (да и для получения максимального удовлетворения при выполнении работы) пользуйтесь только качественным, исправным инструментом. Отложите подальше рожковые ключи, имеющие смятые губки, отвертки со скрученным либо скругленным жалом, пассатижи с болтающимися пластмассовыми ручками, винтовые домкраты с плохой резьбой. Откручивая и закручивая болты, гайки, старайтесь тянуть ключ на себя, а не давить на него. При таком способе гораздо ниже риск получения травмы. По той же причине специалисты настоятельно рекомендуют не превышать момент затяжки, который установлен для определенного соединения.
Всего комментариев: 0 | |