- Автор: Феникс
- Дата: 16.06.2014
- Категория: Полезные статьи
Диагностика автомобильного кондиционера
С приходом летней жары многие автолюбители начинают активную эксплуатацию установленных в их транспортных средствах кондиционеров. Покупая подержанную машину, оборудованную системой кондиционирования, следует смириться с тем, что за комфорт придется платить, так как многие модели современных автомобильных кондиционеров являются весьма капризными устройствами, нуждающимися в повышенном внимании и регулярном проведении сервисного обслуживания.
Герметичность как составляющая надежности
В системе кондиционирования присутствует большое количество всевозможных сальников и прокладок, основная функция которых заключается в обеспечении герметичности оборудования. Во избежание утечек все уплотнительные элементы должны оставаться эластичными, однако в реальности они с течением времени начинают трескаться и деформироваться. Этим же «болезням» подвержены шланги магистралей, перетирающиеся и теряющие свою герметичность в местах завальцовки. Сохранению первоначальной целостности шлангов и прокладок способствует чистота и отсутствие продолжительных перерывов в эксплуатации. Таким образом, своеобразной мерой профилактики является периодическое использование кондиционера в машине как в летний период, так и в холодное время года (хотя бы раз в месяц).
Одним из наиболее распространенных мест, где возникают утечки, является сальник компрессора. Сотрудники некоторых СТО утверждают, что ликвидировать данную неисправность можно, не прибегая к демонтажу компрессора. Однако желательно не экономить и попросить ремонтников все-таки снять компрессор, ведь, помимо изношенного сальника, к утечке может привести и повреждение прокладки, расположенной внутри компрессора, для замены которой данный агрегат приходится разбирать практически полностью.
Загрязнения и ДТП – возможные причины утечек фреона
Довольно часто причина выхода из строя автокондиционера, выявляемая в ходе диагностики, заключается в загрязнении деталей. Под большим слоем грязи начинают происходить химические процессы, приводящие к разъеданию металла. Мало-помалу толщина его слоя уменьшается, материал изменяет свою химическую структуру. Все это приводит к образованию протечек. Сколько сможет «продержаться» металл, неизвестно, поэтому специалисты настоятельно рекомендуют не пренебрегать процедурой мытья моторного отсека транспортного средства. В современных автомобилях кондиционер и вовсе сам «подсказывает» водителю о загрязнении, переставая включаться при медленной езде. Это бывает обусловлено тем, что из-за наличия грязи данное оборудование быстро перегревается, что приводит к росту давления в системе и ее отключению.
Не секрет, что даже самое незначительное, пустяковое столкновение может послужить причиной повреждения деталей системы кондиционирования (пример – загиб магистрали). Казалось бы, целостность трубки не нарушена, однако вследствие ее деформирования в системе появилось напряжение (нагрузки), которое не предусмотрено конструкцией кондиционера. В результате где-то что-то начинает «крутить», «тянуть», а это рано или поздно приводит к образованию трещины и разгерметизации.
Заклинивание компрессора
Серьезными финансовыми затратами чревата такая неисправность, как заклинивание компрессора. Чаще всего это становится следствием сильного износа либо отсутствия смазки. Случается, что автолюбитель, прокатавшись с вышедшим из строя кондиционером в течение года, меняет лопнувшую трубку, заправляет в систему фреон и пробует включить кондиционер. Это также очень часто приводит к поломке компрессора, ведь запуск системы кондиционирования после продолжительного простоя (в особенности это касается тех случаев, когда оказывается нарушенной герметичность системы) допускается лишь после основательной промывки, очистки и вакуумирования всей системы.
Другие неисправности
Металл, используемый в электрических контактах автомобильной системы кондиционирования, достаточно тонок, зато условия эксплуатации там отнюдь не легкие. В итоге под угрозой оказываются контакты датчика высокого давления, дополнительных вентиляторов и иное оборудование. Это способно привести к нарушению работы всей системы. Например, при неработающем датчике высокого давления угроза повышения последнего до критического значения не будет распознана, что может стать причиной аварийного сброса хладагента через клапан либо, что гораздо хуже, разрыва магистрали.
Грязь либо отколовшиеся части деталей системы кондиционирования (бывают и такие случаи) может полностью заблокировать магистраль, став своего рода «затычкой». В этой ситуации требуется тщательная промывка всей системы, которая часто неосуществима без снятия одного либо нескольких ее узлов.
Методы и средства диагностики
Профессиональная диагностика неисправностей автомобильных систем кондиционирования неосуществима без применения специального оборудования. Принимая во внимание тот факт, что в большинстве случаев причиной неполадок является утечка фреона, основная задача, которая ставится перед работниками СТО на стадии диагностики, заключается в поиске этой самой утечки. Сегодня для достижения этой цели используется два наиболее распространенных способа: использование электронных течеискателей и применение ультрафиолетового красителя.
Течеискатель представляет собой прибор, способный улавливать наличие в составе воздуха хладагента, обладающий чувствительностью, позволяющей реагировать на утечку фреона объемом от 5-10 граммов в год. В автосервисах нашей страны используется большое количество разных моделей данных приборов, одни из которых отличаются простотой конструкции, а другие, напротив, буквально «напичканы» последними достижениями науки и техники. В одних моделях течеискателей реализована возможность вывода непосредственно на место утечки в системе кондиционирования, а другие приборы показывают значение концентрации фреона в определенном месте количеством горящих светодиодных лампочек.
Несмотря на то, что чем ближе к месту утечки, тем выше концентрация хладагента, обнаружить это место с помощью течеискателя получается далеко не во всех случаях. Нередко оказывается, что фреон уходит на протяжении нескольких месяцев, да и то при определенной величине давления. Кроме того, потенциальные места утечек могут располагаться очень близко друг к другу. В такой ситуации течеискатель обнаруживает наличие фреона в воздухе, однако точно выявить место утечки оказывается невозможно.
В таких случаях находит применение такой метод, как диагностика при помощи ультрафиолетового красителя. Суть данной технологии довольно проста. Система кондиционирования полностью заправляется. Вместе с фреоном и маслом туда заливается особый краситель, светящийся, будучи под ультрафиолетовыми лучами. В настоящее время осуществляется выпуск красителей под фреон R-12 и R-134, однако существуют и универсальные красители. Они не оказывают никакого воздействия на функционирование автомобильного кондиционера, а, следовательно, ничего не испортят.
Здесь необходимо отметить, что многие производители заливают в автомобильные кондиционеры УФ-краситель непосредственно в заводских условиях. Важным условием, которое должно обязательно соблюдаться для правильной диагностики, является полная заправка системы фреоном и маслом. Иначе данная процедура не только потеряет всякий смысл, но и может привести к выходу из строя оборудования. После заправки таким составом нужно поездить на машине, стараясь чаще использовать систему кондиционирования.
Спустя некоторое время, когда кондиционер перестает функционировать должным образом, следует нанести визит в автосервис, где выполняется просвечивание всех магистралей ультрафиолетовой лампой. Для достижения более точных результатов данные манипуляции осуществляются в полной темноте в специальных очках. Места утечек проявляются в виде подтеков ядовитого желто-зеленого цвета либо туманностей аналогичного оттенка. В самых сомнительных случаях оптимальным вариантом является совместное применение сразу двух рассмотренных выше способов диагностики.
Обращаем ваше внимание, что для диагностики и устранения неисправностей автомобильного кондиционера целесообразнее обратиться в стационарный техцентр. Службы экстренной автопомощи не занимаются такими проблемами.
Всего комментариев: 0 | |